Работа с репутацией компании как работодателяО том, почему одним компаниям не составляет труда набрать персонал и сделать из этих людей коллектив лояльных работодателю сотрудников, а другие компании не знают, как справиться с постоянной «текучкой», журнал «Корпоративная имиджелогия» решил поговорить с директором по маркетингу и PR компании HeadHunter, директором премии «HR-бренд года» Ольгой Бруковской. Корпоративная имиджелогия: Ольга, расскажите, что такое HR-бренд? Если HR - это управление персоналом и, одновременно, подбор персонала, то перевести на русский язык понятие «HR-бренд» или «HR-брендинг» сложно. Согласно наиболее адекватному определению, это работа с репутацией компании как работодателя. Проблемная область HR-брендинга находится на пересечении маркетинга как позиционирования и рекрутмента. HR-брендинг - это маркетинг на рынке труда. Ситуация выбора специалистом будущего места работы сходна с выбором покупателем из нескольких товаров с идентичными свойствами и качеством. Известно, что именно здесь начинает работать бренд, т.е. субъективная оценка, на уровне симпатий и предпочтений каждого. Тут важно понимать, что HR-бренд и товарный бренд - это разные вещи. Хотя бы потому, что у одной компании могут быть десятки товарных брендов. Классический пример - это компания Кока-Кола. Сам бренд на рынке очень сильный, а вот репутация как работодателя не самая лучшая. Кроме того, работа с HR-брендом важна для обеспечения лояльности сотрудников, уменьшения текучки кадров. Например, у компании Google очень грамотный бренд на рынке труда. В частности, в договоре у её сотрудников есть пункт, согласно которому они обязаны ничего не делать пятую часть рабочего времени. И это не просто приятная мелочь, а идея, с которой ассоциируется вся компания в глазах сотрудников. Как родилась идея премии "HR-бренд года"? Кадровый рынок становится все более цивилизованным, развивается. Соответственно возникает необходимость наградительного мероприятия: здесь можно провести аналогию с киноиндустрией. Сначала появился кинематограф и вскоре Премия «Оскар». Чтобы содействовать развитию корпоративной культуры и продвижению современных методов hr-менеджмента, компания HeadHunter учредила премию «HR-БРЕНД ГОДА» — ежегодное награждение наиболее успешных проектов в области построения HR-брендов на российском рынке. Есть ли аналоги премии за рубежом? Да, есть Премия «Best Company to Work For». В ряде стран существует премия «Best Employer». Однако, создавая нашу систему судейства и анкеты номинантов, мы не столько ориентировались на зарубежный опыт, сколько старались учесть российскую специфику. Премия вызвала интерес у профессионалов, нашла свою аудиторию. В чем секрет успеха? Считая своей главной задачей создать максимально открытую и объективную систему судейства Премии, мы пригласили в Жюри признанных экспертов в области брендинга и рекрутмента, чье авторитетное мнение играет большую роль в современном бизнесе. В этом году Председателем Жюри стала Марина Олешек, старший вице-президент, руководитель Департамента по работе с персоналом ОАО «Банк ВТБ». В состав Жюри вошли:
Именно поэтому компании-обладатели премии «HR-БРЕНД ГОДА» становятся намного привлекательнее, как для потенциальных сотрудников, так и для инвесторов, укрепляя свое положение на рынке. Премия учредила пять Гран-При. За что была присуждена HR-реформа в 2006 году? В чем суть отмеченного проекта? В 2006 году HR-реформа присуждена компании PricewaterhouseCoopers. Эта компания представила два проекта. Во-первых, специализированный профориентационный буклет для студентов МГУ им. Ломоносова «10 шагов к успеху». В буклете максимально полно представлена следующая информация: самооценка и профориентация студента, текущая ситуация на рынке труда, эффективная система поиска работы, составление резюме и сопроводительного письма, прохождение интервью и тестирования, принятие предложения о работе и т.д. Вместе с буклетом распространяется диск, где представлены примеры составления резюме с комментариями специалистов по подбору персонала PwC, презентация компании о возможностях для молодых специалистов. Распространение буклета проводится на мероприятиях МГУ для студентов. По предварительным оценкам один номер прочитают 2-3 выпускника. Во-вторых, рекламная кампания «Вам и не снилось...» Цели кампании:
В результате проведенной рекламной кампании около 170 специалистов различных областей экономики заявили о своем желании посетить День открытых дверей. За два дня 106 заинтересованных специалистов посетили офис PwC, 73 кандидата проявили заинтересованность в продолжении карьеры в PwC , заполнив анкету-резюме. Ольга, а за что было присуждено гран-при Re-recruitment в 2006 году? Гран-При Re-recruitment получила компания Евросеть. Компания представила три проекта, направленных на формирование имиджа лучшего работодателя для сотрудников компании. Для того чтобы дать каждому из сотрудников компании возможность высказаться, задать вопрос руководству, получить оперативный ответ и почувствовать быстрые действия, направленные на улучшения ситуации, был создан внутренний коммуникативный портал «Разговор по душам». На сегодняшний день портал «Разговор по душам» является инструментом внутренней свободы слова, борьбы за справедливость и быстрого решения проблем внутри компании. Мотивационная акция для продавцов «Самсунг - квадратные метры» направлена на укрепление репутации Евросети как компании, дающей лучшие возможности материального роста своим сотрудникам. С 01 октября 2006 г. по 15 января 2007 г. за продажу телефонов Самсунг продавцы получали квадратные сантиметры своей будущей жилплощади. В акции приняли участие 20793 продавца компании: 198 человек получили квадратные метры жилья. Лидер по итогам акции заработал 21.2 м² жилья в Москве, а денежный эквивалент приза составил около 90 000 долларов США. Результаты акции оказали сильное влияние на продавцов компании, окончательно убедив их в том, что тем, кто хочет и умеет хорошо продавать, компания дает уникальные возможности материального роста. Цель программы «Евродисконт» - улучшение социального пакета для сотрудников компании. «Евродисконт» - перечень различных предприятий и организаций, товарами или услугами которых хотят пользоваться сотрудники компании. С такими предприятиями заключается соглашение о льготных условиях обслуживания: продажа услуг или товаров нашим сотрудникам осуществляется со специальной скидкой. Сферы работы «Евродисконта» - медицинское обеспечение, туризм, досуг и отдых, банковская сфера и пр. Только в Москве услугами программы воспользовались более 3500 сотрудников компании. Складывается впечатление, что большинство компаний с сильным HR-brend имеют иностранных владельцев и практикуют европейский, японский и американский менеджмент. Это так? Нет, это не совсем так. HR-брендингом занимаются и российские компании, но порой неосознанно. Часто это маленькие семейные компании, где персонал набирают по рекомендациям друзей, где очень близкие отношения между людьми. Хороший пример – наш прошлогодний победитель рекламное агентство Vector Market Research. Однако все чаще работой с репутацией компании как работодателя начинают заниматься и крупные компании, которые, кстати, преобладают среди номинантов Премии. Как вы оцениваете потенциал российских компаний в HR-брендинге? У российского HR-брендинга, безусловно, большое будущее. Другое дело, что HR-брендинг сейчас на кустарном уровне. Собственно, эта область не формализована, неизведанна. Нигде не написано как этим заниматься, но все что-то делают. Ещё проблема в том, что именно в этом вопросе обязательно тесное взаимодействие HR-департаментов и маркетологов. А с этим в большинстве случаев плохо. Обычно маркетологи считают, что кадры это не их область ответственности. Для разрешения этой ситуации компания HeadHunter и учредила эту премию. Наша задача – формализовать знание HR-брендинга и донести до специалистов понимание важности и перспективности этого рынка. Ну и, конечно, поощрить тех, кто этим уже активно занимается. Каким компаниям, в каких отраслях, в первую очередь следует уделять внимание HR-брендингу? Хорошая репутация компании как работодателя помогает сократить стоимость и сроки подбора персонала, привлечь квалифицированных специалистов, снизить затраты на адаптацию и обучение кадров, направить сэкономленные средства на новые программы по работе с сотрудниками. Сегодня эффективный кадровый менеджмент и внутренний PR играют все большую роль в процветании и прибыльности бизнеса, поэтому HR-брендинг по определению актуален и необходим всем компаниям. Это доказывает и тот факт, что в премии «HR-бренд года», учрежденной компанией HeadHunter и вручаемой наиболее успешным проектам и программам в области построения HR-брендов на российском рынке, участвуют и побеждают самые различные по масштабам и сферам деятельности организации. Как оценить стоимость HR-бренда компании и кто это может сделать? Бренд – это эмоции, которых всегда не хватает, выраженные через деньги, которых никогда нет. Если в случае с обычным брендингом, стоимость бренда – эта та надбавка, которую потребитель готов платить за этикетку, то для HR-брендинга этот коэффициент представляет собой ту сумму, на которую сотрудники готовы уменьшить свои требования по компенсации ради работы в брендовой компании. HR-брендинг – это прежде всего способ привлечь квалифицированных сотрудников, но не деньгами, как это обычно бывает, а созданием более привлекательного имиджа работы в компании. Люди идут работать в такие компании, во-первых, поддавшись обаянию бренда и, во-вторых, понимая, что это хорошая строчка в резюме. В теории, чем сильнее HR-бренд, тем меньше расходы на персонал (зарплаты в компаниях с сильных HR-брендом могут быть на 20-30% ниже). Таким образом, пользующиеся успехом работодатели могут с легкостью заполучить таких топ-менеджеров, которые для менее престижных организаций доступны только за очень большие деньги. На премию подавали проекты по рекрутменту, по адаптации новичков, по ассессменту и ротации и др. Каких проектов не хватает на премии? В премии достаточно широко – особенно в этом году – представлены проекты по HR-брендингу. Однако стоит отметить, что не так много креативных проектов по удержанию персонала. Надеюсь, в этом году их будет больше. Какова роль HR-департамента в построении и формировании имиджа и репутации компании, в достижении стратегических целей компании? Все чаще стратегические инвесторы обращают внимание на корпоративную культуру и проводят анкетирование сотрудников, поэтому роль HR-департамента в бизнесе компании заметно растет. Во многих компаниях HR-директор входит в состав совета директоров. Зарубежные специалисты интенсивно обсуждают тему маркетинговой функции HR департамента компаний. Как Вы видите эту функцию? Раньше компании занимались, прежде всего, разработкой новых продуктов и услуг и видели ключевую роль маркетинга в повышении продаж и развитии бизнеса. Сегодня же взгляды все чаще обращаются к HR-департаменту. Дело в том, что традиционные «4p» маркетинга – product, price, position и любимый всеми promotion – благодаря современным технологиям очень легко скопировать, сведя на нет все усилия бренд-менеджеров, маркетологов и даже заботливого офис-менеджера. Поэтому все чаще компании прибегают к другим способам утверждения своих брендов на рынке. И сами сотрудники становятся наиболее эффективным способом донесения до конечных потребителей ценностей бренда. А то, насколько хороша будет коммуникация, зависит от эффективности работы HR-департамента. PR и HR в формировании имиджа компании. Как грамотно выстроить взаимодействие этих структур? Я бы выделила следующие способы:
Расскажите, как продвигать HR-бренд? Есть ли удачные примеры? Очень важен не только внешний, но и внутренний HR-брендинг. Важно внимательно относится к сотрудникам, проводить исследования, в конце концов, покупать хороший кофе в офис. Тогда сами люди будут эффективно продвигать HR-бренд компании. Считается, что компании с развитым HR брендом - это хороший трамплин для начала построения карьеры. Но как только менеджер перерастает компанию, он уходит из нее, не смотря на хорошо поставленную службу работы с персоналом. Пожалуйста, прокомментируйте это. Это связано, скорее всего, не с развитым HR-брендом, а с громким именем компании и большим штатом сотрудников. В таких компаниях довольно сложно быстро построить карьеру, поэтому менеджеры и уходят в более динамично развивающиеся организации. Проблема лояльности профи, "корпоративных бриллиантов", как можно ее решать? Большинство программ HR-брендинга как раз и направлено на удержание профи и топ-менеджмента. Ведь именно их лояльность – основа стабильного развития и укрепления бизнеса компании. Во многих организациях топ-менеджменту предоставляются служебные автомобили, опционы или доля в компании, однако не менее важны и нематериальные составляющие: признание авторитета, атмосфера на менеджмент-митингах, возможность реализовывать свои идеи.
|